Статьи

Opel Admiral. От швейной машинки к автомобилю

13.03.2014

Opel Admiral. От швейной машинки к автомобилю

Бывают автомобили, абсолютно не традиционные для марки создавшей их, но ставшие лицом  производителя. Так сложилось с роскошным Admiral, абсолютно нетрадиционным продуктом компании  Adam Opel AG из Рюссельсхайма. Дабы понять уникальность и важность описываемого предмета, нужно вкратце поведать историю всей фирмы.

   Всё началось в 1837 году с рождением Адама Опеля.  Его отец владел в городке Рюссельсхайм шляпной мастерской. Когда мальчик подрос, Герцог Гессенский назначил ему стипендию для обучения во Франции и Бельгии. После овладения науками, Адам решил создать швейную машинку не хуже чем у братьев Зингер. Для этого он арендовал у дяди пустующий коровник, и отрядил младшего брата в Париж, за необходимыми сортами стали.  В 1863 году он организовал семейную фирму Adam Opel, начав выпуск швейных машинок. В 1867 Адам женился, нет, не на Еве, а на Софии, в честь которой назвал новое семейство швейных машинок. Жена подарила Адаму 5 сыновей: Карла, Вильгельма, Генриха, Фридриха, и Людвига. Рейнская область, где находится город Рюссельсхайм, славна виноделием и пивоварением. Для  закупорки живительной влаги в бутылки, Адам сконструировал и освоил производство специальной машинки. Когда сыновья подросли, их умы захватило популярнейшее поветрие тех дней - велосипед. Основательный Адам купил в Англии одну такую машину, разобрал до последнего болта, и решил попросту изменить конструкцию. Он считал, что разновеликие колёса создают неудобство для пользователя. Сделав колёса одинаковыми, он усовершенствовал  цепной привод и установил коробку передач. Новые велосипеды фирмы Opel так понравились потребителю, что наравне со швейными машинками, стали предметом повышенного спроса, как в Германии, так и за рубежом, а братья Опель, в качестве заводских гонщиков, лишь приумножали успех родной марки, завоевав для неё 560 побед. В 1886 году Карл Бенц защитил патент на конструкцию автомобиля. Началась новая эра в моторизации. На все намёки сыновей, Адам отвечал категорическим отказом, называя новое изобретение; "Вонючие вагонетки для богачей". Он был непоколебим до своей смерти от тифа в 1895 году...

   В 1897 братьев пригласили наблюдателями на автомобильные гонки, проходящие в рамках берлинского автосалона. Опелям понравилась конструкция слесаря-самоучки из Дессау, Фридриха Леопольда Лутцманна. Братцы нанесли визит самодельщику, и в 1898 году, по чертежам  доморощенного конструктора, был выпущен первый  Opel-Lutzmann. Фридрих увлёкся украшательством, а с точки зрения конструкции, машина была "бегом в обратном направлении". Да и мамаша Опель была против попрания отцовских принципов. Первый блин оказался горелым и сырым. В 1900 году автомобильному отделу был подписан смертный приговор...

   В 1902 году братцы, уговорив маму, подписали концессионый договор с французом Александром Дарраком о сборке и продаже автомобилей совместной марки  Opel-Darracq. Поначалу шасси изготавливали во Франции, а кузова - на Германской земле. Но вскоре удалось освоить полное лицензионное производство автомобилей, что вывело фирму на 2 место среди автопроизводителей Германии уже в 1904 году. Новая компания выпускала, в основном, лёгкие 1-2-цилиндровые "вуатюретки", или как сказали бы сегодня, "народные автомобили", однако, в производственной программе были 4-цилиндровые модели мощностью 40 сил. Один такой роскошный экипаж 1907 года стал автомобилем Кайзера Вильгельма 2. Так Opel посягнул на сегмент представительских транспортных средств. Запомним это событие.

   Первая Мировая война положила конец сотрудничеству с французской фирмой, но к тому времени, компания из Рюссельсхайма уже твёрдо стояла на ногах, освоив в 1910 выпуск грузовиков, в 1912 создав свой первый 6-цилиндровый мотор, а в годы Мировой бойниначав лицензионное производство авиационного двигателя  BMW. 

    В  послевоенный период, чтобы устоять на ногах, компания строила добротные, но простенькие и дешёвые автомобили малого объёма и низкой цены. В 1924 на "Опеле" создали конвейер, подобный тому, на котором в США собирали Ford-T. Все с нетерпением ожидали, какой автомобиль немцы поставят  на сборочную линию? К всеобщему удивлению Opel 4/12 PS был почти полной и точной копией французского Citroen 5CV. Андрэ Ситроен начал судебный процесс против братьев Опель. Неожиданно немцы выиграли суд! Очевидно мизерные конструкторские отличия, заложенные в технологию производства, заранее были просчитаны специально на случай суда. Выпуск "Древесной жабы", как прозвали машинёшку за противный зелёный цвет. продлился с 1924 по 1931 годы. В общей сложности собрали 119 484 штуки, что помогло пережить послевоенный кризис Германии.  

   В 1926 компания снова приступила к выпуску 6-цилиндровых моделей. И пусть мощность таких моторов, как у флагмана серии - Regent в 1929 году достигала 110 сил, знающие люди заметили родство всего семейства новых моторов с двигателями Packard Six. Честно говоря, Opel  никогда не строил технически оригинальных конструкций, но его руководство всегда умело "держать нос по ветру", копируя удачные идеи, начинания и конструкции. По этой причине семейное предприятие из Рюссельсхайма внимательно присматривалось к новейшим тенденциям автомобильной геополитики. В 1925, когда в Берлине открылся сборочный завод американского концерна General Motors Corporation, для выпуска 6-цилиндрового, но компактного Chevrolet и Buick, Вильгельм Опель отправил президенту GM, Альфреду Слоану письмо с предложением продать немецкую фирму американскому концерну. Президент американского концерна, после деловой переписки, в октябре 1928, прихватив с собой 2 экспертов, вылетел в Европу. Увиденный им завод на берегу Рейна покорил, как местом расположения, подъездными путями, площадями, так и уровнем оборудования, технологий и развитой дилерской сетью. Фирма из семейного предприятия стала акционерным обществом, что позволило американцам 18 марта 1929 года приобрести 80% акций, на суму $ 25 967 000. Президентом оставался Вильгельм Опель, но исполнительным директором стал Иоган Ройтер, бывший президент  Oldsmobile, американец немецкого происхождения. В ноябре 1931, когда были выкуплены, за $ 7 395 000, оставшиеся 20 % акций, новое руководство продемонстрировало дилерам свершения. 4-цилиндровые модели остались, но степень сжатия в их двигателях увеличилась. К тому же добавились компактные версии с 6-цилиндровыми моторами. Adam Opel AG вышел на новый уровень своего развития, выведя Европу на качественно другой уровень автомобилизации. Вскоре появились модели с несущим кузовом Kadet и Olympia, исчезли из производственной программы швейные машинки с велосипедами и мотоциклами. Эмблема из овала с буквами OPEL превратилась  в кольцо со стилизованным веретеном, а ответственным за внешний вид стал выдающийся американский дизайнер Френк Херши.

   В середине 30-годов новое руководство решило к грядущему 75-летию фирмы подготовить автомобиль премиум - класса, который сможет поспорить с авторитетными, в Германии  Mercedes - Benz, Horch. Maybach. Проекту было дано имя Albinita, и он полностью подготавливался в США. Работы были закончены в 1935 году. Основой машины стала мощная переферийная рама. Если задняя подвеска была традиционно рессорной на неразрезном мосту, то передняя - сложнейшая Dubonet, исключала необходимость регулировки развала схождения колёс. 6-цилиндровый верхнеклапанный двигатель был хорошо известен, как "сердце" 3 тонного грузовика  Opel Blitz. То был 3626 См куб рядный двигатель с диаметром цилиндра 90мм, и ходом алюминиевого поршня 95мм. Верхняя часть картера, вместе с цилиндрами, лились из серого лигированого чугуна. Низкооборотистый агрегат 3200 об/мин выдавал 75 лс мощности при степени сжатия 1: 6,1.Ось вращения коленвала была смещена относительно оси цилиндров. Для лучшей приработки поршневые кольца имели небольшую конусность. Двигатель питался при помощи карбюратора созданного по лицензии компании Carter. То был самый прогрессивный, для марки Opel мотор. Однако, разработан он был за океаном, где получил широчайшую известность, как Chevrolet Master. Габариты автомобиля: 5266 х 1800 ж 1710 мм. Как видим машинка не маленькая. а в движение её помогала приводить 3-ступенчатая, полностью синхронизированная, коробка передач конструкции GM. Тормоза были унифицированы с аналогичным узлом для 1,5- тонного грузовика Opel Blitz. Заднеприводный аппарат массой 2300 кг разгонялся до 132 км/час, потребляя при этом 18 литров бензина на 100 км пути. 70-литровый бак размещался в задней части машины. Останавливали ретивый бег нового флагмана барабанные тормоза с гидравлическим приводом, устанавливаемые на все колёса. Известный американский дизайнер Френклин Херши создавал кузов в Студии искусства и цвета, дизайнерском отделении концерна, расположенном за секретными заборами в Детройте. Стилист, ранее отвечавший за внешность Pontiac и Buick, решил переосмыслить кузов Hupmobile Aero 6 1934года, который придумал гениальный Рэймонд Лоуи. Автор вдохновившего прототипа прославил себя не только работами для малоизвестных американских производителей, но и целой плеядой кузовов для компании  Studebaker, внутренних помещений для космических кораблей  NASSA, и приталенной  Sexsy бутылке  Coca-Cola. Херши очень понравилось решение мэтра, где овальные фары были прижаты к облицовке радиатора под боковинами капота, а коль скоро в Штатах признали дизайн  Hupmobile, спорным, то Френк смело перенёс его элементы на европейскую модель. В те годы культурная Европа лучше и быстрее отзывалась на дизайнерские нововведения, чем фермерские США. Френк Херши, по своему обыкновению сделал двери открывающимися к центральной стойке, ставшей осью симметрии, что напоминало платяной шкаф и считалось анахронизмом. Зато подножка, согласно новейшим веяниям автомобильной моды, почти исчезла, остались лишь мизерные приступки, облегчающие доступ под капот. Радиаторная облицовка, увенчанная летящим веретеном, визуально добавляла автомобилю мощи, а длинный ниспадающий "бобровый хвост" багажника, предопределял высокий класс автомобиля. Дабы подчеркнуть плавность его хода и пафосность модели, создатели нарекли новинку Opel Admiral. Идеи, найденные в "Адмирале", Френк применил на более дешёвых моделях Opel: 1,1-литровом Kadet K38, и 1,5-литровом Olympia OL38. А стало быть, они проявились в  послевоенном советском "Москвич - 400". 

   Дебют "флотоводца" состоялся на автосалоне в Берлине осенью 1937 года. Стенд германской фирмы с американским капиталом поражал разнообразием моделей. Здесь находилась и революционная  Opel Olympia с несущим кузовом (дабы продемонстрировать  прогрессивность такой конструкции кузовные панели выставочного экземпляра изготовлены из стекла), и самый доступный автомобиль в Рейхе Opel P4 ( стоимость 1190 рейхсмарок, при средней зарплате квалифицированного рабочего – 1100) выглядела более чем умеренной), и не очень красивый, но технически продвинутый  Opel Super 6 с 6-цилиндровым 2,5-литровым мотором (чьи технические новшества, богатая гамма кузовов и умеренная цена способствовали повышению продаж). В глубине "опелевского" стенда, под нацистскими знамёнами, стояли два новёхоньких "Адмирала", 4-дверный седан, и такой же кабриолет. Американская привлекательная внешность и тевтонская основательность, с которой были изготовлены автомобили, демонстрировали  победу немецкой фирмы с американским капиталом над конкурентами. В те дни Гитлер ещё не противился участию иностранных денег в экономике Рейха. С 1933 года, когда нацисты пришли к власти, он значительно поднял уровень жизни в Германии. Заявив; "Больше всего я люблю автомобиль, потому, что он открыл для меня Германию" - Фюрер имел в виду не только передвижение в партийных кортежах. Национал-социалисты серьёзно поддерживали конструкторов и производителей транспортных средств и строительство автобанов, понимая, что в тотальной войне это будет их козырем. Пока же, в ноябре 1937, можно было улыбаться, демонстрируя шикарные легковушки, но в тайне, конструируя военные вездеходы. Фюрер посетил "опелевский" стенд, с интересом осмотрел новинки, пошутив, что встретились вождь Нации и флагман Германской марки с американскими мозгами, и лучшей рекламы для моделей из Рюссельсхайма не было. Рекламные плакаты рисовали кабриолет в пасторальном германском пейзаже, а на фоне седана бросали слоган; " Красота и сила от "Опеля" - Admiral".Английские и французские журналисты назвали его идеалом обтекаемости, но не красоты. Ох уж эти антагонизмы вокруг национального восприятия окружающего мира ! Многих интересовало; "Сколько же будет стоить этот красавец?" Менеджеры из Рюссельсхайма охотно демонстрировали каталог, где значилось, за седан - 6500 рейхсмарок, а за 4-дверный кабриолет - 7000 марок. Для сравнения, Mercedes-Benz 320 и Horch 830BL с близкими по объёму моторами, были значительно дороже. Даже более слабые Adler Diplomat и Hanomag Sturm просили запредельных денег. Admiral предлагал ещё и опции. Интересно, что за дополнительную доплату можно было заказать обдув ветрового стекла и, крепящийся под приборный щиток радиоприёмник Blaupunkt 7 A 78. Салон в седане обтягивался добротным серым сукном, а в 4-дверном кабриолете - кожей. Два сплошных дивана обязаны были придать любому путешествию, комфорт океанского круиза. В список стандартного оборудования входили: мощный отопитель салона, откидывающийся из заднего дивана широкий подлокотник, электрический прикуриватель с пепельницей, расположенный под ветровым стеклом, и квадратные часы в правом "бардачке". Шкалы были легко читаемы, посередине накладки, являвшейся осью симметрии  щитка с приборами, красовалась юбилейная медаль "75 лет Opel". Руль с  блестящими спицами "банджо", являвшийся копией аналога с Cadillac, действительно напоминал штурвал океанского лайнера. Большой покатый багажник снаружи казался более вместительным, чем был на самом деле, ниша для запасного колеса под ним, съедала много полезного объёма.

   В кинотеатрах, перед сеансами, демонстрировались киножурналы, пропагандирующие немецкие свершения. Здесь была и откровенная реклама. Вот один сюжет. По пустынному автобану несётся 4-дверный кабриолет Opel Admiral. Ветер развевает косынку в горошек на голове спутницы водителя. Она встревожено спрашивает: " Ганс, ты уже час едешь со скоростью 120 километров в час. Не вредно, ли это  машине?" "Что ты, дорогая, это не предел"-самодовольно изрекает водитель. Камера наезжает на спидометр, где стрелка неукоснительно ползёт к заветным и невозможным 160. Рядом со спидометром сверкает юбилейная медаль 75 Jahre Opel.

   До конца 1937 было собранно, стапельным методом,  8 "адмиралов". Сборочная линия  заработала лишь в феврале 1938, к летнему сезону состоятельные немцы желали обзавестись новой игрушкой. В мае 1938 года, для кабриолета пробил "звёздный час" Рейхсляйтер Мартин Борман распорядился взять в аренду на заводе 10 таких автомобилей. В них отвозили в Нюренберг, на Дни Национал - Социалистической Партии Германии иностранных дипломатов. Паритикулярные "Мерседесы" не подходили для обслуживания этой публики, а шикарные немецкие машины, построенные на американские деньги, с одобрения Гитлера, подчёркивали открытость Рейха иностранному капиталу. К тому же дипломатический кортеж сопровождала почётная охрана СС в фаэтонах Mercedes-Benz 320, почти, как Вождей Нации.  

   Мягкий складной верх, для кабриолетов, сложно было изготовить в заводских условиях,  дуги и пружины требовали специального оборудования. За производство этого элемента взялась кузовная фирма из Саксонии Glaser, давний изготовитель "парадных костюмчиков" для Opel. История одной из старейших и замечательнейших кузовных фирм Германии любопытна в 1864 году 33-летний промышленник из Дрездена, Генрих Глейзер решил открыть собственную компанию по строительству кузовов для экипажей, карет, фургонов на конной тяге и даже железнодорожных вагонов. С развитием путей сообщения в Европе, его мануфактура, находящаяся на перекрёстках дорог, стала расти и развиваться. Другой промышленник Фридрих Август Эмиль Хейер, в 1885 году, также занялся подобным бизнесом, а уже в 1898 они создали акционерное общество по производству кузовов, Henrich Gleser GMBH. Когда в 1902 году старика Глейзера не стало, на фирму пришел младший Хейер, Георг. В 1908 году, посетив автомобильный салон в Париже, он увлёкся идеей заказных кузовов в люксовом сегменте. Поначалу пользуясь чужими проектами и лицензиями, а позднее преуспев в рисовании своих, Георг Хейер сделал марку со средневековыми императорскими носилками на эмблеме, одним из лучших производителей элегантных кузовов в Германии. В 1927 году, когда GM открыл свой автосборочный завод в Берлине, Хейер получил огромный заказ на кузова для этого производителя. Позднее, когда Opel вошёл в американский концерн, Gleser стал кроить кузова и для них, не забывая и о других германских производителях В 1938 на фирме уже работало 3000 человек, а руководил ими сын Хейера, Эрих.  В Дрездене взялись строить штучные кузова для "Адмирала", если 4-дверный кабриолет отличался лишь более роскошной отделкой салона, обязательными дополнительными пепельницами и приёмником, то спортивный кабриолет был совсем другим автомобилем. Спорт - кабриолеты для Opel всегда были коньком фирмы Gleser. Для Admiral их стали выпускать лишь в 1939, под влиянием другой кузовной компании. При посадочной формуле 2+2, тент прятался в карман кузова, при этом багажник выглядел невероятно огромным. Злопыхатели язвили; " Разве может  Admiral с такой "кормой" быть спортивным? Да, при таком звании можно всё!" Псевдоспортивный кабриолет, который обожали берлинские модницы со вкусом и мужьями в партийных мундирах и компрессорных "Мерседесах", стоил серьёзных 8450 рейсмарок. Но "глезеровские" спорт - кабриолеты, хоть  и строились на деревянном каркасе вручную,  уступали аналогичным от другой кузовной фирмы, которая, как я уже писал и подвигла дрезденцев на подобный кузов. Конкуренция между ними была давней, и часто спрашивают; "Чьи кузова лучше?" Ответа нет. На одних моделях красивее кузова от Gleser, а на других от Hebmuller, расскажем об этом кузовном ателье подробней.

   В 1889 году житель маленького городка Бармен, что на берегу не большой, но своенравной речки Вуппер, Йозеф Хебмюллер основал свою экипажную фабрику. Поначалу он не производил королевских карет, а строил простые пролётки и дрожки, не гнушаясь конными фургонами для перевозки мебели, хлеба и колбасы. Последние, как известно, нужны всегда и в городах и в сельской местности, что дало начало другой реке - денежной, текущей в карман Йозефа. В 1919 году Йозефа не стало, а его 4-сыновей: Пауль, Йозеф, Эмиль, Эрих - решили перепрофилировать предприятие для производства автомобильных кузовов. Так возникла фирма Karosserie Hubmuller, где тон задавали два малоизвестных художника - Ойген Раппольд и Вернер Лютценкирхен. Братцы, а значит и их стилисты, брались за всё, производя кузова для легковушек, развозных фургонов и автобусов. Поначалу маленькая мастерская разрослась до целого городского квартала. Дальше расти было некуда, и потому, в 1924 году, братья купили земельный участок в соседнем Вюльфрате, где и построили завод с полным циклом кузовного производства. В 1929 году Бармен сросся с ещё тремя городками - Эльберфельд, Кроненберг и Ронсдорф, превратившись в новую территориальную единицу Вуперталь. То был промышленный район Рейнской области, и предприятие братьев не стояло без заказов, что помогло в 1936 открыть свой деревообрабатывающий комбинат, ведь кузова тогда кроились на деревянном каркасе.

   К салону 1937 года руководство Opel, попросило Пауля Хебмюллера изготовить на "адимиральском" шасси парадный кабриолет. Одну основу, на грузовике, перевезли в Вуперталь. Раппольд, с несколькими рабочими, буквально на коленке, построил стильный 2-местный кузов с длинным струящимся  задом, и мягким верхом, складывающимся при помощи  сверкающих циркулей. Машину выставили на стенде Karosserie Hubmuler, дабы предлагать новинку, как самостоятельное изделие. Эксперты отметили, что 2-местная компоновка ухудшает развесовку автомобиля, а куцые задние крылья сильно диссонируют с общим видом автомобиля. Лютценкирхен предложил установить в кокпите автомобиля поперечное сиденье, прикрыть задние крылья стильными щитками, и сделать цветовую разбивку "банан". Цену на такой модный аппаратец объявили в  8450 рейсмарок. Gleser был вынужден повторить её, ведь, как помнится он стал строить спорт - кабриолеты лишь в 1939, под влиянием Karosserie Hubmuller. Фирма из Вуперталя делала ещё один заказной кузов на шасси Opel Admiral, 6-местный пульман-лимузин с внутренней стеклянной перегородкой, размещённым в ней приёмником Blaupunkt, откидными сиденьями среднего ряда - страпонтенами, и менее покатым задом. Представительский пульман был несколько длиннее обычного седана - 5320мм. Ширина и высота остались прежними, но за счёт дополнительных боковых окон и укороченного "хвоста", пульман выглядел значительно массивней. Правительство Третьего Рейха не очень жаловало фирму с американским капиталом, но пульман-лимузин ценой 8580 рейхсмарок заказывался для бургомистров рейнских городов, дипломатической службы и военно-морского ведомства.

   Также на "Адмиральском шасси фирма Ludwig  из Майсена строила карету "скорой помощи" обтекаемой формы. Внутри могли расположиться 2  лежачих больных, носилки устанавливались в 2 яруса, как в спальном вагоне, сопровождающий их фельдшер, и закрывающийся шкаф для медикаментов, перевязочного материала и дезинфицирующих средств.

   В 1938 году компания Opel изготовила 114 203 автомобиля, из них Admiral - 3340. Следующий год уже не был юбилейным, и место медали на приборном щитке необходимо было чем-то заполнить. Руководство компании решило вывести туда круглую шкалу настройки приёмника Telefunken Aotosuper A 80, вошедшего в обязательную комплектацию машины. Также кронштейн крепления заднего номерного знака заменили встроенной в багажник специальной кассетой с подсветкой, куда и вставляли номер. Претерпели усовершенствование задние фонари. На кабриолете  Hubmuller изменилась навеска двери. Её стали вешать на переднюю стойку, дабы открывать по ходу машины, что безопасней для пассажиров. К производителям кузовов добавилась компания Miesen из Бонна, но она производила не шикарные кабриолеты на шасси  Opel Admiral, а лёгкие армейские фургоны грузоподъёмностью 500 кг, командирско -разведывательные кюбелвагены и упрощённые санитарные кареты, в воздухе пахло войной.

   Польская компания, противостояние на границе с Францией официально начали мировую войну. В октябре 1939 года  гитлеровцы национализировали предприятия Opel, вынеся "Адмиралу" смертный приговор. Тогда еще  не прекращали  производство легковых автомобилей, но 6-цилиндроввый 3,6-литровый движок был необходим армейскому грузовику Opel Bliz 3,6 - 36S. За 10 месяцев 1939 на дорогу спустили 3056 Opel Admiral. За год Adam Opel AG построил  90 858 легкоываушек, война вносила свои планы в производство мирной продукции. Таким образом нам представилась возможность рассмотреть статистику по производству удивительного "флотоводца". В ноябре 1937-октябре 1939 было произведено 6404 Opel Admiral. Из них; седанов- 3500, 4-дверных кабриолетов - 2314, шасси под заказные кузова - 590. Естественно нас будет интересовать выпуск кузовов  Karosserie Hubmuller. Пульман - лимузинов было построено порядка 200, а спортивных кабриолетов, с разной навеской дверей - 91 экземпляр. Капля в море...

   Интересно  рассмотреть кто же покупал  Opel Admiral, и были ли среди его владельцев исторические персоны? Да были. Генерал-Губернатор, утопивший Польшу в крови, Ганс Франк щеголял на приёмах и парадах открытым, компрессорным Mercedes - Benz 770k, а в повседневном быту предпочитал 4-дверный седан Opel Admiral. На таком же автомобиле выезжал на фронт фельдмаршал Буш, а любимец Геринга генерал Люфтваффе Мильх предпочитал 4-дверный кабриолет. Седан обслуживал лидера украинских националистов, Степана Бандеру.  Белый 4-дверный кабриолет был в собственности промышленника и авиационного конструктора Вилли Мессершмитта. Пульман - лимузином пользовался адмирал Кребс. Шеф военной разведки адмирал Канарис, имея личный 4-дверный кабриолет Maybach SW38, на службе пользовался "хебмюллеровским" пульманом. Говорят, что такая же машина была в посольстве Германии в Москве. Что касается спорткабриолета от Karosserie Hubmuller, то элегантный автомобиль был короля Ру3мынии Михая и  знаменитой немецкой актрисы русского происхождения, Ольги Чеховой. Она была не только любовницей Гитлера, но и Советской разведчицей в логове врага, что не мешало оставаться прекрасной женщиной и лихо водить стильный автомобиль.

   С началом тотальной войны легковой автопарк Рейха был реквизирован у населения для несения службы в Вермахте. Многие "Адмиралы" были переоборудованы под лёгкие артиллерийские тягачи, полицейские и пожарные машины, но те, которые сохранили оригинальные кузова, не оказались в лучшем положении, война знаете ли. Была попытка поставить на  Opel Admiral газогенераторную установку, дабы при дефиците бензина, можно было ездить на древесных чурках. Однако проект оказался весьма энергоёмким, учитывая массу автомобиля и объём его двигателя, так, что газогенератор ставили, в основном, на Mercedes-Benz 170V Заводы Opel, производящие военную продукцию, нещадно бомбились  войсками Союзников, так, что долго залечивали разрушения. Фирма  Karosserie Hubmuller также перешла на военные рельсы, изготавливая кузова для 3-осных тягачей Krupp, полноприводных кюбельвагенов  Horch, и специальных громкоговорящих установок на грузовом шасси. Henrich Glaser GMBH также полностью перешла на "военные рельсы", оставаться в тени от тотальной войны не получалось ни у кого.  В связи с этим производственные мощности нещадно бомбились. Однажды старый завод в Бармене был полностью уничтожен, остальные также серьёзно пострадали. Союзники видели, что Саксония  отходит к Советской оккупационной зоне, а потому в ночь с 13 на 14 февраля 1945 полностью разбомбили завод в Дрездене. Эрих Хейер, ещё а 1944 перебрался в спокойную Вену.

   Советская армия шла на Запад. В качестве боевых трофеев попадались и "Адмиралы", которые за роскошный вид, комфортабельный салон и простое и надёжное обслуживание очень полюбились победителям. Причём вышестоящее начальство нещадно отбирало у низших по званию хорошие машины. Доходило до того, что младшие офицеры ездили на совещания на велосипедах или телегах. Малоизвестный факт, что Маршал Советского Союза, Начальник штаба Советской армии Александр Михайлович Василевский был спасён обычным седаном. После освобождения Севастополя легендарный полководец решил посетить крымскую твердыню. На самолёте он прибыл в Керчь, вместе с водителем кремлёвского Гаража Особого Назначения лейтенантом Павлом Анатольевичем Смирновым и адъютантами Гриненко и Копыловым. Сразу после взятия Севастополя 9 мая 1944 Василевский приказал принимающему московских гостей генералу Александру Александровичу Кияницкому подготовить подходящий транспорт. Был предоставлен роскошный трофейный седан Opel Admiral. Маршал уселся рядом с водителем, а сопров ождающие на заднем диване, и поехали по разбитым дорогам Крымского полуострова. По дороге из Керчи в Севастополь пришлось пересекать немецкие траншеи в районе Мекензиевых гор. Фронтовые сапёры уже успели проложить там рокадную дорогу. Однако немецкая  мина – ловушка разорвалась прямо под передними колёсами «Адмирала». Я ответственно заявляю, что ни один из "флотовотцев" не имел бронезащиты, но  даже при таких условиях все сидящие в машине отделались легко. Осколок оцарапал правую ногу Смирнову, осколки стекла лицо Василевскому, а задние пассажиры оказались невредимы. Перевязав пострадавших, их отправили сначала в Керчь, а потом самолётом в Москву, от греха подальше. 

   После победы над Германией, на обычном седане привезли Фельдмаршала Кейтеля в Карлсхорст для подписания капитуляции. Это был  Opel Admiral Михаила Ефимовича Катукова, танкового генерал-полковника, которого немцы прозвали "генерал-хитрость". Начальник экономического управления Советской оккупационной зоны, Дмитрий Шабалин тоже ездил на таком автомобиле. Маршал Авиации Александр Александрович Новиков раскатывал по Москве и по Крыму, вместе с сыновьями, в стандартном 4-дверном кабриолете. На послевоенных открытках с видами Советских городов "Адмиралов" больше чем в Германии. Один был даже у главного идеолога Советской Украины, Александра Корнийчука. Opel Admiral въехал и в отечественное кино. В 1947 году на киевской студии им. Довженко был снят фильм "Подвиг разведчика", первая картина о бойцах невидимого фронта. Там герой Кадочникова раскатывал по немецким тылам на 4-дверном кабриолете  Opel Admiral с кузовом  Gleser, и пусть согласно табели о рангах оберлейтенант не имел права пользоваться таким автомобилем, личное транспортное средство директора киностуудии,  Народного артиста СССР Амвросия Бучмы, стало символом "кино про разведчиков"."Адмиралы" полноправно въехали в кино и литературу, отметившись даже в фантастике Стругацких и детективах Кабакова. И даже сегодня, снимая бездарный фарс "Гитлер капут", использовали отменный 4-дверный кабриолет с заводским кузовом 1939 года. Известный маршал ракетных войск Неделин, не доверяя донесениям подчинённых, всегда сам проверял обстановку, передвигаясь в спортивном кабриолете Gleser 1939 года. Символ  взаимодействия США и нацистской Германии зажил собственной Советской жизнью...

   В ноябре 1947 года, по специальному указу Сталина, трофейные машины стали исчезать из Столичных городов СССР. ОРУД ГАИ получил негласный указ "не давать талонов о техосмотре иностранным машинам, для повышения авторитета отечественного автопрома  и уменьшению милитаристской пропаганды". Такой патриотизм угробил множество уникальных образцов инженерной мысли. Философема : "Вот на ней фашистские бонзы ездили, а я навоз буду возить"- приветствовалась на всех уровнях власти и тоталитарного государства.

    Компания Opel вряд ли, бы смогла сама выбраться из руин без экономической помощи США, но поскольку она оказалась в Западном оккупационном секторе, то помощь GM не заставила себя долго ждать. Компания начала с производства довоенных малолитражек, а о большом представительском автомобиле, в ту пору, не могло быть и речи. В Вупертали Karosserie Hubmuller, имея опыт производства телег и фургонов, также стала выбираться из разрухи, а когда мастера на основании довоенного седана  Humber командующего английских оккупационных войск маршала Монтгомери, построили парадный фаэтон, полностью заслужили его доверие. Начались и другие заказы от возрождающейся германской автомобильной промышленности. 23 июня 1949 года большой завод в Вольфрате выгорел дотла от короткого замыкания. Братья взяли ссуду в банке, пытаясь возродить своё производство. Цеха были отремонтированы, новое оборудование закуплено, но с заказами получались неувязки. Между тем филиал американского концерна Ford из Кёльна положил глаз на частную лавочку братьев. Американские эмиссары уговорили банки начать процедуру о банкротстве, и завод стал кузовным производством для кёльнского отделения  Ford. В Восточном Берлине, из остатков заготовок на шасси ещё довоенного DKW F8 собрали в 1948 партию экспортных кабриолетов  IFA F8, но марки  Gleser эти кузова уже не несли. Эрих Хейер в 1950-1951 годах в Австрии попытался возродить славное имя, выпустив под ним 15 лёгкосплавных купе и 100 кабриолетов для  Porsche 356. Однако кузовная фирма  Reutter, построив 2000 кабриолетов, положила конец конкуренции и всем надеждам...

   Название Admiral ещё раз мелькнуло в каталогах Opel. Однако, то были большие американизированные, 6-цилиндровыые седаны, выпускаемые в 1964-1970 годах. Их историческое и эстетическое значение не велико, хоть и может быть темой совсем другого материала. Настоящим сокровищем считается лишь автомобиль первой серии. Такие машины стали украшением советских выставок старинных автомобилей, когда это движение докатилось и до нас. После развала СССР, Opel Admiral стал твёрдой валютой, поскольку на Западе таких машин, после войны, осталось очень мало. При этом очень приятно видеть реставрацию члена киевского клуба «Нова моторс», Анатолия Захарченко. Его тёмно – синий седан можно назвать эталоном реставрации. При неплохой комплектности машины реставратор провёл скурпулёзнейшую работу. Выяснилась удивительная история данного экземпляра. Машина была выпущена в 1939, что подтверждает комплектация. Она была выставлена в салоне GM га Площади к мельнице в Вене, что подтверждает шильдик магазина на боковине кузова. В месте с 4-дверным кабриолетом, он был куплен для венского ведомства Министерства иностранных дел. Всю войну оба автомобиля эксплуатировались в щадящем режиме. После Победы, оба «Адмирала» были перевезены в Харьков одним лётным полковником, а позднее перепроданы его друзьям. Экземпляр Анатолия побывал в нескольких ДТП, перекрашивался неоднократено, пока не встретился  со своим Спасителем. Когда  реставраторские работы были закончены, мы с радостью и удивлением узнали, что дублёр – кабриолет  найден в Харькове, что подтвердили магазинные таблички и «лётная» история, а работы над ним ведут местные реставраторы. Напоследок скажу, что классический - первый Opel Admiral, а уж тем более в заказном кузове, может украсить любой музей, не говоря уж о частной коллекции.


автор статьи Владимир Винник
comments powered by Disqus